Нельзя однозначно утверждать, что причиной аварии была неправильная посадка водителя. Но можно, с большой уверенностью, констатировать, что большая часть водителей, как профессиональных, так и непрофессиональных, слишком легкомысленно относится к той позе, в которой они управляют автомобилем. Заботясь об удобстве и комфорте, многие лишают себя самого главного – безопасности, хотя об этом и не подозревают. Посадка – то прежде всего, поза готовности к экстренным действиям. Те водители, которые думают, что как только возникает критическая ситуация, они тотчас приготовятся ее преодолевать, глубоко заблуждаются и расплачиваются за это либо на автосервисе, либо… в реанимации. Например, если водитель управляет одной рукой и, реагируя на критический занос автомобиля, не успевает подключить другую, то скорость руления падает почти на 50 и, естественно, в два раза увеличивается шанс, что автомобиль перейдет во вращение. Тот, кто управляет автомобилем зимой, должен знать, что "безопасный" водитель должен владеть мастерством скоростного руления, позволяющим в критической ситуации совершить не менее 4 движений руками в секунду. Если же это вам не под силу, то лучше путешествовать на метро, либо в троллейбусе, чтобы не подвергать свою жизнь опасности или рассчитывать, что аварийная ситуация коснется кого-то другого, а вас обойдет стороной. Специалисты Центра Высшего Водительского Мастерства более 20 лет занимаются анализом критических ситуаций и систематизируют грубые и мелкие ошибки водителей, которые мешают нашей безопасности. Поэтому в автошколе мы постараемся показать и прокомментировать некоторые из них. Многие читатели смогут узнать в них себя, своих друзей и "того парня", который едет в потоке машин рядом с нами. 1. "Таксистская посадка". Водитель слишком близко подвинут к рулевому колесу и опирается на него предплечьями рук. Такое положение не позволит в экстремальных условиях повернуть руль с большой амплитудой, т.к. нет простора для рук. Другая ошибка – потеря контакта со спинкой сидения. Водитель сможет почувствовать начало заноса, лишь после того, как "задние фонари его автомобиля окажутся перед ним" (!). Почему эту посадку назвали таксистской. Водитель, освобождая заднюю часть салона для пассажиров и груза, сдвигается максимально вперед, не заботясь о своей безопасности. 2. "Поза лежания". Создавая себе сомнительный комфорт, водитель слишком много наклоняет спинку сидения. Эта поза заставляет тянуть руль на себя, что не позволит сделать быстрых движений и при каждом переключении удаленных от себя передач (3,5, з.х.) нужно наклоняться вперед, теряя контакт со спинкой сидения. Некоторые усугубляют эту позу, кладя голову на подголовник, не подозревая о том, что он предназначен совсем для другого – спасти шейный отдел позвоночника при неожиданном ударе сзади. 3. Удержание рулевого колеса одной рукой открытым хватом. Эта ошибка, чаще всего, характерна для профессионалов с большим стажем, которые травмировали суставы большого пальца из-за ошибок в рулении. Опасность поджидает таких водителей при ударе передним колесом в бордюр или бугор, на неровностях, при тормозном эффекте от попадания одного колеса в грязь, песок, снежную целину или даже при проезде по луже на большой скорости. Руль может вырваться из рук, а автомобиль среагирует на это резким неожиданным маневром. 4. Наклон головы в сторону. Ошибка, казалось бы, очень мелкая, но на самом деле серьезная. В височной части головы человека расположены органы равновесия. Это 2 отолитовых аппарата, которые позволяют оценить разгонную и тормозную динамику автомобиля, и 2 комплекта полукружных каналов, которые позволяют ощущать вращательные моменты в трех плоскостях. Поэтому следует считать эти органы важными механизмами для контроля за устойчивостью и управляемостью автомобиля. Идеальные условия для работы этих органов – вертикальное положение головы (теменем вверх). Поэтому на скользкой дороге и в других сложных ситуациях нужно исключить эту ошибку, которая может косвенно повлиять на оценку ситуации на дороге. 5. "Поза расслабления". Это вариант летней посадки с двумя грубыми ошибками. Левая рука опирается о проем двери, не успевает подключиться к экстренным действиям. Правая рука опирается о рулевое колесо без его захвата кистью. Такая вальяжность может стать стилем вождения и это очень опасно, т.к. ни о какой готовности к действиям не может быть и речи. В такой позе можно ожидать пассажира на стоянке, но никак не управлять автомобилем. 6. "Посадка мотоциклиста". Можно только удивляться фантазии, беспечности и способности выдумывать всякие позы, которые ничего общего не имеют с требованиями безопасности. Проще всего удерживать руль в точках "2" и "10" (по циферблату часов). Когда водитель непрерывно меняет положение рук, то кажется, что он не знает куда их деть. Желательно на определенном этапе жизни остановиться на нужных позах и ограничить свои возможности к фантазированию при управлении автомобилем. 7. Удержание рулевого колеса в нижнем секторе. Это двойная ошибка, которая создает безысходность при потере автомобилем устойчивости (занос, снос передних колес, вращение, опрокидывание). Мышцы-сгибатели рук у любого человека намного сильнее, чем мышцы-разгибатели. Поэтому быстрые движения рулем возможны по направлению сверху-вниз, а не наоборот. Опуская руки вниз при движении автомобиля, что часто происходит зимой из-за тяжелой узкой одежды, водитель исключает возможность применения активных приемов безопасности. 8. "Отпускание рулевого колеса для самопроизвольного выравнивания автомобиля". Завершая поворот автомобиля, некоторые водители применяют такой прием, чтобы руль сам раскрутился и направил автомобиль прямо. Такой прием – это игра с огнем. Часто автомобиль мгновенно рыскает в другую сторону или переходит в очень опасное состояние ритмического заноса. Чтобы исключить ненужные последствия, нельзя отпускать рулевое колесо, а применять поочередную работу рук, чтобы сохранить контроль над процессом выравнивания. 9. "Руление обратным хватом одной рукой". Захват руля изнутри – серьезная ошибка в технике руления. Кроме того, такие действия могут травмировать кисти рук спицами рулевого колеса. Может быть при повороте руля на неподвижном автомобиле этот прием и возможен, но во всех других случаях его нужно исключить. Другая ошибка – это держать правую руку на рычаге КПП. Для этой руки всегда найдется место на руле и это повысит безопасность водителя. 10. "Скрещивание рук в нижнем секторе". При круговом рулении необходимо избегать такой ситуации из-за того, что руль стопорится большими пальцами обеих рук, и одна рука полностью блокирует другую. Если нужно в критической ситуации повернуть руль дальше, то это становится невозможным и хочется бросить его и сказать "Ах!" Еще до того, как произойдет такая ситуация, нужно одну руку вытянуть из-под другой и послать ее в верхний сектор, чтобы продолжить вращение.
Источник: http://www.cvvm.ru/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=13 |