Установка "спортивных, прямоточных" глушителей (remus, sebring, supersprint, powerful и им подобных) и выпускных коллекторов, совмещенных с приемной трубой, различной конфигурации (так называемый "паук") уже несколько лет является широкораспространенным "тюнингом" системы выпуска отработавших газов. Давайте рассмотрим, является ли данный "тюнинг" действенной мерой для повышения мощности двигателя. Начнем с выпусного коллектора. В настоящее время в продаже существуют несколько основных типов выпускных коллекторов.
Вот основные из них: - Короткий выпускной коллектор 4->2->1; в местах соединения двух труб в одну, трубы сварены "пучком" друг к другу. - Длинный (заканчивается за ~ 10 см до резонатора) выпускной коллектор 4->2->1; в местах соединения двух труб в одну применены муфты 2->1, к которым приварены трубы.
Короткий выпускной коллектор 4->1; в месте, где соединяются четыре трубы, трубы сварены "пучком" между собой.
Следует заметить, что оконечная часть коллекторов исполняется в трех вариантах:
под "восьмой" шарнир
под "десятое - оно же инжекторное" подвижное соединение
простая труба, без шарнира
Стоит остановить выбор на коллекторах "под десятое соединение", так как его выходной внутренний диаметр равен 52 мм, что позволяет использовать для выпускного тракта трубы внешним/внутренним диаметром 55/52 мм соответственно.
Коллекторы "под восьмой шарнир" имеют выходной внутренний диаметр 39 мм (получается некий рестриктор), что, в купе с ненадежным "восьмым" шарниром, делает его применение нецелесообразным.
Коллекторы, оканчивающиеся простой трубой более универсальны в плане последующего соединения, но внутренний диаметр трубы не должен быть менее 52 мм.
Теперь остановимся на влиянии конструктивных особенностей выпускных коллекторов на снижение потерь в выпускном тракте, то есть фактическом повышении мощности двигателя. Выпускной коллектор является важным элементом в настройке двигателя на максимальную отдачу. Существуют эмпирические формулы для рассчета параметров выпускного коллектора. В эти формулы входят такие параметры как: фазы газораспределения, длина выпускных каналов в ГБЦ, геометрия цилиндропоршевой группы. Зная эти параметры, можно рассчитать и изготовить выпускной коллектор, дающий максимальную прибавку мощности на заданном двигателе. В действительности все обстоит немного иначе; выбирая выпускной коллектор из имеющихся предложений, следует иметь ввиду следующие факторы:
Коллектор 4->1 дает максимальную прибавку мощности в узком диапазоне оборотов. Обычно такие коллекторы применяются на высокофорсированных двигателях, работающих в высоких диапазонах оборотов (6000-10000 об/мин). В наших условиях такие коллекторы актуальны для двигателей в которых используются распределительные валы с шириной фаз более 285 градусов.
Коллектор 4->2->1 дает меньшую прибавку, чем коллектор 4->1, но мощность увеличивается в более широком диапазоне оборотов. Такие коллекторы оптимально устанавливать на среднефорсированные двигатели.
Длина коллектора влияет на диапазон оборотов, в котором он дает максимальную отдачу. Короткие коллекторы "работают" в диапазоне высоких оборотов (более 4500 об/мин), тогда как длинные дают прибавку в диапазоне средних оборотов (2500-4500 об/мин).
Теперь перейдем к средней части выпускного тракта. Соединение коллектора и средней части должно быть подвижным, так как поперечное расположение двигателя в сочетании с податливыми опорами силового агрегата передают на выпусную систему знакопеременные изгибающие усилия. Из-за этого часто происходит разрушение соединения "коллектор (приемная труба)/средняя часть глушителя". Чтобы этого избежать, нужно применять либо "десятое" соединение с графитовым кольцом, болтами и пружинами, либо гибкий рукав ("гофра"). Так же следует отметить, что не стоит отказываться от резонатора между коллектором и глушителем. Наилучшым вариантом является подбор места расположения резонатора (расстояния от выпускного коллектора до резонатора) под конкретную конфигурацию двигателя, но так как данная задача в широких масштабах трудноосуществима, резонатор можно оставить на своем месте.
Наконец обратимся к глушителю. Существует множество вариантов глушителей. Мы не будем останавливаться на их перечислении. Отметим лишь некоторые важные особенности:
Объем глушителя влияет на степень снижения шума выпуска отработавших газов. Чем он больше, тем эффективнее гасится шум. Низкочастотное звучание глушителя достигается не только за счет прямой трубы внутри, но и из-за резкого увеличения сечения выпускной трубы после выхода из глушителя. Синтетическое волокно внутри глушителя служит для подавления высокочастотных шумов.
Важно!!! При построении системы выпуска отработавших газов с использованием труб большого диаметра (оптимальное значение для форсированных двигателей 1600 куб. см и более - 55 мм), необходимо убедиться в том, что на протяжении всего выпускного тракта проходное сечение не уменьшается. То есть, если используются трубы внутренним диаметром 52 мм, то не должно быть участков с меньшим диаметром. В частности это относится к шарнирам, гибким рукавам ("гофрам"), резонаторам, глушителям и местам изгиба труб. Например, в широко распространенном в данный момент резонаторе zara (marmittezara powerful), при внутреннем диаметре труб 47 мм, в самом резонаторе присутствует "удавка" диаметром 40 мм. Учитывайте этот фактор при самостоятельном проектировании системы либо поинтересуйтесь у фирмы-установщика перед тем, как заказывать выхлопную систему.
|